15.11.2017
Туристы, едва прибывшие в Берлин, первым делом натыкаются на рекламу грандиозного шоу в «берлинском Лас-Вегасе» — Фридрихштадт-Паласте. Его можно по праву считать одной из главных достопримечательностей столицы: ведущий в Европе ревю-театр, самая большая театральная сцена в мире с невероятными техническими возможностями, с артистами мирового уровня. Именитые дизайнеры создают уникальные образы для каждого шоу, которое будет длиться полтора года и не повторится больше никогда.
Текст содержит материалы рекламного характера
Фридрихштадт-Паласт (Friedrichstadt-Palast) обычно воспринимается как развлечение для взрослых. Однако, каждый год перед Рождеством на подмостки выходят юные артисты — запускается детское шоу для зрителей от пяти лет, которое длится всего три месяца. По размаху оно, конечно, уступает «старшему брату» — но среди постановок для детей в Берлине является одним из самых масштабных.
Во многих театрах спектакли для юных зрителей играют взрослые. В Фридрихштадт-Паласте выполняется важный принцип «дети выступают перед детьми». Для этого здесь существует Детский ансамбль — самая большая танцевально-театральная студия для детей в Германии. Как набирают маленьких артистов? Можно ли туда попасть «простому смертному»? Когда следующий кастинг? Как выглядит Ансамбль изнутри?
Обо всём этом блогу Детский Берлин рассказала руководитель Детского ансамбля Кристина Тарелкин (Christina Tarelkin) — прямо во время репетиции нового шоу «Поиграй со временем».
Детский Ансамбль
Детский Ансамбль (junges Ensemble) существует с 1945 года, в нём занимаются около 250 детей в возрасте от 6 до 16 лет, двадцати разных национальностей. Ансамбль не является образовательным учреждением, где можно получить сертификат профессионального артиста — формально это лишь курсы для проведения досуга. Однако де-факто к молодым дарованиям здесь относятся не менее серьёзно, чем к участникам взрослой труппы: занятия дважды в неделю по полтора-два часа, репетиции, работа с режиссёрами и хореографами из «взрослого» шоу. Но разве можно ожидать иного от театра мирового уровня?
Тренировки нельзя назвать простыми. Балет, джаз, ритмическая гимнастика, сценическое движение — и нагрузка постепенно увеличивается. Летом начинается подготовка рождественского шоу, и перед премьерой занятия становятся чаще. На осенних каникулах труппа репетирует почти каждый день по несколько часов.
В шоу задействовано 220 детей — это два состава по 110 артистов, которые выступают по очереди, через день. Здесь нет «основных» и «запасных», обе труппы равнозначны, и оба исполнителя каждой роли точно знают, что будут играть на сцене. Самые маленькие в постановке не участвуют, однако их занятия проходят в обычном режиме.
В отличие от гранд-шоу, детские постановки могут повторяться. Так, «Гензель и Гретель» ставили четыре раза, «Берлин сияет» — два раза. Шоу 2017 года «Поиграй со временем» (Spiel mit der Zeit) — это новая история о путешествиях во времени. По словам Кристины Тарелкин, её придумали ещё 10 лет назад, но тогда это было технически сложно осуществить. Цифровые технологии шагнули вперёд, часть сложных декораций теперь можно заменить видеопроекциями. Премьера пройдёт 19 ноября 2017.
Раз в год, в феврале, проводится трёхступенчатый кастинг, на который приглашают первоклассников в возрасте 6-7 лет. На первичном этапе отсеивают тех, кто явно не подходит. После чего проводится второй этап, на котором команда педагогов-хореографов внимательно присматривается ко всем участникам. Их предыдущий опыт не так важен. Если ребёнок до семи лет уже занимался танцами — отлично, но не критично. Важны чувство ритма, открытость, харизма, артистичность. Третий этап отбора — это уже «испытательный срок» длиною в три месяца, в течение которых обе стороны решают, стоит ли продолжать занятия. Преподаватели оценивают талант ребёнка, родители оценивают собственные возможности по привозу его дважды в неделю в центр города, а сам ребёнок пытается понять, насколько он вписывается в такую серьёзную систему. Как правило, из нескольких сотен пришедших на кастинг детей в Ансамбле остаются около 30. Дальше как в школе — следующие десять лет они будут заниматься в составе того же «класса». Большинство участников Ансамбля — традиционно девочки.
Но попасть в Детский ансамбль можно и в более старшем возрасте — до 14 лет. Моника, девочка 12 лет, рассказывает, как год назад она пришла на детское шоу, была под сильным впечатлением — и через месяц оказалась на кастинге. Спустя год она уже репетирует одну из ведущих ролей. С раннего детства Моника занималась в Берлинской школе Балета (Ballettschule Berlin), и этот опыт, безусловно, пригодился ей в Фридрихштадт-Паласте. В Ансамбле она чувствует себя комфортно: зависть и конкуренция — это не про них, каждый осознаёт свою важность для всей группы в целом, у каждого от одной до трёх ролей в шоу, и все с интересом, а не с ревностью, смотрят, как ту же роль играет дублёр из другого состава. Нагрузка серьёзная, но совмещать танцы со школой возможно, было бы желание.
Не все дети из Ансамбля Фридрихштадт-Паласта станут танцорами или актёрами. Но среди выпускников есть и такие, кто выбрал искусство своей профессией и добился успеха.
Алина Левшин (Alina Levshin) — актриса кино, театра и телевидения, обладательница Немецкой кинопремии (Deutscher Filmpreis), Немецкой телевизионной премии (Deutscher Fernsehpreis) и других наград, рассказала блогу Детский Берлин о своём личном опыте в Фридрихштадт-Паласте.
Алина Левшин
Я попала в Детский ансамбль в шесть лет. Пришла на кастинг за компанию со знакомой девочкой, до этого я даже не видела ни одного шоу — мы всего несколько месяцев жили в Германии, мне всё было интересно. И меня взяли в Ансамбль, в классическую группу.
Там было разделение на «классиков», то есть тех, кто только танцевал, и «дикторов» — им давали роли со словами. Мы никогда не занимались с ними вместе. У нас был балет, танец, ритмика, джаз; у них тоже была танцевальная подготовка, но упор был на сценическую речь и актёрское мастерство — они вели шоу. А я, когда была маленькая, не понимала этой разницы и думала: наверное, в следующий раз нам тоже дадут такие роли. Только через два года, в восемь лет, я поняла, что я хочу туда, в группу дикторов. Я сказала об этом руководителю, и тогда мне объяснили: Алина, если ты сейчас поменяешь группу, то все встанут и скажут — а мы тоже хотим, ну и что это будет? Я расстроилась, но поняла, что так и быть, что поделаешь.
В разных постановках нам давали разное количество ролей — где-то одну, где-то две, три… И когда появлялись списки для нового шоу, мы все бежали смотреть, у кого сколько. Это было классное время и интересный опыт. Будучи ребёнком, ты учишься выходить на сцену — а там, в зале, большое количество людей. Конечно, на сцене так много света, что их фактически не видишь — и мы не боялись, просто играли. К тому же, мы были группой, командой.
Участие в Ансамбле становится как твоя работа. Конечно, забавно, но в какой-то момент начинаются сложности, особенно в подростковом возрасте, и ты думаешь: а, не пойду я. Но ты не можешь взять и просто сказать «не приду»: это твоя работа. У каждого есть своя роль, и не прийти нельзя.
В конце сезона, ближе к Рождеству, нам выдавали зарплату. И вот ты в семь лет получаешь свои первые сто или сто пятьдесят марок и думаешь — ах, какие огромные деньги, да я же теперь самые крутые игрушки могу купить!
С восьми лет я ездила в Фридрихштадт-Паласт сама, иногда возвращалась поздно, но я была самостоятельная. Позже я совмещала Ансамбль с другими вещами: театральным кружком в Русском доме, хором…
В пятнадцать лет я ушла из Фридрихштадт-Паласта. Я благодарна своим преподавателям, это было классное время — просто я хотела другого. Пользоваться голосом для меня тоже было важно. В группу дикторов я так и не попала, но в восемь лет поняла, что хочу быть актрисой и стоять на сцене. Позже я поступила в Школу (Высшую школу кино и телевидения, Потсдам — прим. ДБ) и выучила всё, что хотела.
Но этот опыт танца и сценического движения мне очень помог — какой актёр может обойтись без движения, без чувства своего тела? Уметь выразить себя через тело — это очень важно для детей, и это большая работа; даже если эти дети не пойдут дальше в сторону искусства, они получают уверенность в себе.
Ну и конечно, это было весело!
Татьяна Буловятова
Фото: palast.berlin, Nadja Klier, Татьяна Буловятова
Ссылка: www.palast.berlin/ru Адрес: Friedrichstr. 107, 10117 Berlin (Mitte)
В продолжение темы:
Блог Детский Берлин благодарит представителя пресс-службы Фридрихштад-Паласта Линн Виллард (Linn Villard) за содействие в подготовке материала.